§ 2.9. Графики и диаграммы

Зачем нужны графики и диаграммы

Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц. Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

Предположим, вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось:

 

 

 

 

 

Погода в  мае 2006 года

Дата

Температура, °С

Влажность, %

Давление, мм

Ветер

Облачность

Направление

Градус

Скорость,

м/с

1

+16

25

759

Ю-В

130

3

Ясно

2

+ 19

30

759

С-3

320

2

Ясно

3

+20

30

759

С-В

30

2

Ясно

4

+22

26

759

С

350

2

20-30%

5

+21

28

760

С-В

50

1

90%

6

+22

35

759

В

90

2

70-80%

7

+ 19

52

753

С-В

30

4

60%

8

+12

66

750

С

340

3

90%

9

+14

58

747

С-В

40

2

Сплошная

10

+ 13

88

743

В

90

1

Сплошная

11

+ 13

71

741

В

80

1

90%

12

+ 10

81

745

С-3

310

2

Сплошная

13

+ 17

48

747

Штиль

-

0

70-80%

14

+23

40

743

Ю-3

230

1

50%

15

+ 16

59

743

3

290

2

90%

16

+ 13

38

746

С-3

310

3

70-80%

17

+ 13

41

749

Штиль

-

0

Сплошная

18

+ 15

41

750

С

20

2

70-80%

19

+ 17

36

745

Ю

180

2

40%

20

+ 14

88

738

Ю-3

240

2

90%

21

+21

52

739

Ю-В

140

2

Сплошная

22

+ 15

72

740

Ю-3

240

5

Сплошная

23

+21

49

745

Ю-3

240

3

70-80%

24

+22

53

744

3

280

2

50%

25

+17

48

744

Ю-3

220

2

90%

26

+ 18

52

744

Штиль

-

0

90%

27

+ 11

93

738

ю

160

2

90%

28

+ 13

62

741

3

270

3

90%

29

+ 16

59

735

Ю-В

140

1

Сплошная

30

+ 11

87

736

Штиль

-

0

Сплошная

 

+ 17

51

744

Ю-В

130

3

Сплошная

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае? Скорее всего — нет.

Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна.

Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой можно с помощью графиков.

 

Наглядное представление процессов изменения величин

Скачать таблицу

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой — независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины — на вертикальной (оси У, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во 2-й графе, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца. По графику можно мгновенно установить самый теплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе +15 °С. Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания (рис. 2.11).

Рис. 2.11

Аналогичную информацию обеспечивают графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, построенные на основании 3-й и 4-й граф таблицы (рис. 2.12, 2.13).

Рис. 2.12.

Рис. 2.13