§ 2.3. Словесные информационные модели

Как правило, мы описываем все, что нас окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на нашей планете более двух тысяч языков).

При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В об­щении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.

Словесные модели могут описывать ситуации, собы­тия, процессы. Множество словесных моделей содержит­ся в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природ­ных процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.

Рассмотрим несколько примеров словесных моделей.

Пример 1

Модель римского войска:

Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во вто­рой воины постарше и покрепче, а в третьей самые на­дежные, чье мужество не раз было испытано на деле.

Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали во­ины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.

Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.

В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для оса­ды крепостей.

 

Пример 2

Модель одноклеточной водоросли хламидомонады:

Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоро­пласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у нее есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, бла­годаря которым хламидомонада активно передвигается в вод­ной среде; маленькое красное пятно глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.

Водоросль питается, дышит, растет, двигается, размножа­ется, развивается как всякий организм. Вместе с тем ее тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.

 

Пример 3

Модель горного ландшафта:

Горы покрывают почти 5% поверхности Земли. Главные горные цепи земного шара: Гималаи, Кавказ, Альпы, Пиренеи и Анды. Горная местность отличается большим многообрази­ем ландшафтов, а также определенной последовательностью самых разнообразных растительных поясов. Как правило, кли­мат в горах более прохладный и влажный, чем на равнинах. Повышению на 100 м соответствует понижение температуры на 0,7 °С.

Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных сторонах человеческой жизни. Анализи­руя литературное произведение, вы выделяете в нем объ­екты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произ­ведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными пер­сонажами, например животными.

 

Пример 4

Литературное описание:

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед про­летающим облакам.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можже­вельник, вереск, косяки журавлей и знакомые под всеми широ­тами звезды. (К. Паустовский)

Пример 5

Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счет его фигурного распо­ложения, смены шрифтов или изменения начерта­ния. Например, в стихотворении Р. Саути «Как пада­ют воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину во­допада:

 

 

Обратим внимание на некоторые особенности естест­венного языка:

  многозначность — разные значения одного многознач­ного слова сохраняют некоторую общность в толкова­нии их смысла;

  использование слов в прямом и переносном значени­ях (прямое значение слова переносят на другой пред­мет);

  синонимия — наличие близких по значению, но раз­ных по звучанию слов;

• омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

С одной стороны, перечисленные особенности дела­ют человеческое общение выразительным, эмоциональ­ным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания инфор­мационных моделей во многих сферах профессиональ­ной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

Пример 6

Если четко определить объекты, действия и их после­довательность, то словесную модель некоторого процес­са можно представить в форме нумерованного списка. Например, так можно оформить модель построения се­редины отрезка АВ с помощью циркуля:

1)  установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;

2)   поставить ножку циркуля в точку А;

3)   провести окружность радиуса АВ;

4)   поставить ножку циркуля в точку В;

5)   провести окружность радиуса АВ;

6)   точки пересечения построенных окружностей обозначить С и С1

7)   провести отрезок CC1;

8)   точку пересечения отрезков АВ и СС1 обозначить О и счи­тать искомой.

 

Коротко о главном

Словесные модели чаще всего создаются на естественном языке. Вместе с тем в них часто используют слова-профессионализмы. Усилить образность тек­ста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или  изменения начертания.

Такие особенности естественного языка, как много­значность, использование слов в прямом и переносном значениях, синонимы, омонимы и т. п., делают челове­ческое общение выразительным, эмоциональным, красоч­ным. Вместе с тем, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (напри­мер, в системах «человек — компьютер»).

Вопросы и задания

1.  В каком из примеров параграфа использовано больше всего слов-профессионализмов?

2.  Приведите 2-3 собственных примера словесных моде­лей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

3.  Вспомните басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона  и Лисица»,   «Демьянова уха»,   «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин кафтан» и др. Какие черты характера людей и отношения меж­ду людьми смоделировал в них автор?

4.  Постройте словесную информационную модель объек­та «текстовый документ», созданного в среде тексто­вого процессора Microsoft Word.

 

Hosted by uCoz