§ 2.3. Словесные информационные модели
Как правило, мы описываем все, что нас
окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др. — всего на
нашей планете более двух тысяч языков).
При помощи языка мы общаемся, передавая
друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее
распространены такие информационные модели, как словесные описания.
Словесные модели могут описывать
ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в ваших
школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических
событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природных
процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного
мира.
Рассмотрим несколько примеров словесных
моделей.
Пример 1
Модель римского войска:
Перед
боем
римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — воины постарше и покрепче, а в третьей — самые надежные, чье мужество не раз было испытано на деле.
Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.
Воины
этой
линии,
пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.
В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для осады крепостей.
Пример 2
Модель одноклеточной водоросли
хламидомонады:
Тело
одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у нее есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно — глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.
Водоросль питается, дышит,
растет,
двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем ее тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.
Пример
3
Модель горного ландшафта:
Горы
покрывают почти
5% поверхности Земли.
Главные горные цепи земного шара: Гималаи, Кавказ, Альпы, Пиренеи и Анды. Горная местность отличается большим многообразием ландшафтов, а также определенной последовательностью
самых разнообразных растительных поясов. Как правило, климат в горах более прохладный и влажный, чем на равнинах. Повышению на 100 м соответствует понижение температуры на 0,7 °С.
Произведения художественной литературы —
это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных
сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы
выделяете в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между
событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое
непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как
басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения
между вымышленными персонажами, например животными.
Пример 4
Литературное описание:
В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые под всеми широтами звезды. (К. Паустовский)
Пример 5
Художественный текст мы воспринимаем
зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста
можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания.
Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды
в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна)
расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:
Обратим внимание на некоторые особенности
естественного языка:
•
многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют
некоторую общность в толковании их смысла;
•
использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение
слова переносят на другой предмет);
•
синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
• омонимия — наличие слов, одинаково
пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.
С одной стороны, перечисленные
особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным,
красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным
для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной
деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).
Пример 6
Если четко определить объекты, действия и
их последовательность, то словесную модель некоторого процесса можно
представить в форме нумерованного списка. Например, так можно оформить модель
построения середины отрезка АВ с
помощью циркуля:
1) установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
2) поставить ножку циркуля в точку А;
3) провести окружность радиуса АВ;
4) поставить ножку циркуля в точку В;
5) провести окружность радиуса АВ;
6) точки пересечения построенных окружностей обозначить С
и С1
7) провести отрезок CC1;
8) точку пересечения отрезков АВ и СС1 обозначить О и считать искомой.
Коротко о главном
Словесные модели чаще всего
создаются на естественном языке. Вместе с тем в них часто используют слова-профессионализмы.
Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены
шрифтов или изменения начертания.
Такие особенности
естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и
переносном значениях, синонимы, омонимы и т. п., делают человеческое общение
выразительным, эмоциональным, красочным. Вместе с тем, их наличие делает
естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих
сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек —
компьютер»).
Вопросы и задания
1.
В каком из примеров параграфа использовано больше всего
слов-профессионализмов?
2.
Приведите 2-3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на
уроках истории, географии, биологии.
3.
Вспомните басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица»,
«Демьянова уха», «Квартет»,
«Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей»,
«Тришкин кафтан» и др. Какие черты характера людей и отношения между людьми
смоделировал в них автор?
4.
Постройте словесную информационную модель объекта «текстовый документ»,
созданного в среде текстового процессора Microsoft Word.